Анализ рынка сбыта при проектировании горнодобывающих предприятий

Одним из главных преимуществ нашей компании является широкое использование научных методов при обосновании проектных решений.

Для этого «НТЦ-Геотехнология» повышает научно-методическую квалификацию сотрудников, участвует в выполнении научно-исследовательских работ. Руководители и специалисты компании имеют ученые степени доктора и кандидата наук, являются членами диссертационных советов и экспертного совета ВАК. Исследовательские работы наших сотрудников имеют целевую практическую направленность и непосредственно используются в нашей деятельности.

Наша компания проводит исследования в не только направлениях, обеспечивающих повышение качества нашей продукции и услуг, но и в  направлениях обеспечивающих повышение эффективности бизнеса Заказчика.

Исследования, проводятся как самостоятельно, так и с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

При нашем активном и непосредственном участии подготовлены:

  • комплекс нормативно-методической и технологической документации, обеспечивающий эффективную добычу угля способом глубокого выбуривания пластов;
  • нормы технологического проектирования и типовые технологические схемы для угольных предприятий;
  • методические подходы к оценки экономической эффективности отработки месторождений твердых полезных ископаемых, обоснованию нормативов потерь,  оптимизации параметров технологических схем карьеров; оценки рынка угля.

Основные результаты наших исследований регулярно докладываются на всероссийских и международных конференциях; а также публикуются в ведущих научных периодических изданиях, монографиях и учебных пособиях. За последние годы нашими сотрудниками опубликовано более 100 печатных работ.

При проектировании предприятий на стадии разработки ТЭО и бизнес-плана предусматривается проводить оценку рынка сбыта. При этом рынок оценивается в статическом состоянии, дается срез объема потребления и продаж и средние цены на продукцию. Такой анализ отражает состояние рынка в данный момент времени. Между тем цены на продукцию предопределяют технико-экономические показатели проекта, а значит и его параметры на весь срок отработки месторождения.

Такой подход не предусматривает прогнозирования изменения основных показателей рыночной среды, оказывающих существенное влияние на устойчивость и эффективность проекта в период его действия: объема и динамики потребления и поставок, цены продукции и др.

Очевидна необходимость осуществления такого прогноза. В этом случае изменение показателей рыночной среды следует рассматривать на следующих уровнях:

  • текущее планирование: сезонные колебания цены и объема продаж, сезонные снижения объема производства в связи с климатическими и организационными факторами;
  • стратегическое планирование - изменения объема потребления, цены на товар, стоимости материальных ресурсов на период действия проекта.

Форс-мажорные воздействия со стороны внешней среды (изменение законодательства, колебания финансового рынка и т.д.) возможно учитывать посредством изменения ставок дисконтирования, применяемых при расчете экономических последствий реализации проекта.

Отсутствие прогноза изменения показателей уже на стадии проектирования предопределяет высокую степень неопределенности при принятии управленческих решений. В настоящее время отсутствуют долговременные прогнозы изменения рынка для группы потребителей, конкурирующих на определенном его сегменте. В 90-х годах делалась попытка прогнозирования объемов добычи по угольной отрасли различными организациями. Однако эти прогнозы довольно условны и не отражают реальных изменений.

Прогнозирование состояния рынка является основой для определения параметров технологической системы, обеспечивающей эффективность предприятия на планируемый период его эксплуатации. Цена и объем продукции являются одними из главных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование технологической системы. В данном случае цена является интегральным показателем, в основном соответствующим качеству продукции, затратам на ее производство и транспортирование, количеству услуг и гарантий, предоставляемых потребителю продукции и т.д.

Прогноз изменения рынка - это совокупность прогнозов изменения параметров производителей и потребителей угля. Созданная методическая база по прогнозированию рынка посредством диагностики параметров технологических систем способна на основе экспертной оценки дать удовлетворительный прогноз на 10-15 лет.

На основе прогноза изменения внешней среды определяются параметры технологической системы, обеспечивающие эффективность в настоящий момент времени и необходимую величину резервов, позволяющих поддерживать эффективность в течение заданного срока функционирования. Чем больше срок функционирования технологической системы и прогнозируемая величина отклонений внешней среды, тем больше необходимая величина резервов и тем менее эффективна технологическая система.

Использование прогноза при оценке состояния предприятия на заданную перспективу рассмотрено на примере Александрийского ГОКа, разрабатывающего месторождение цветных металлов на Урале. Месторождение характеризуется богатой рудой в верхней части рудного тела и бедной рудой в средней и нижней частях. Предприятие перерабатывало руду на обогатительных мощностях других предприятий, при этом затраты на обогащение руды преобладали в себестоимости продукции. При вовлечении в переработку бедных руд предприятие неизбежно через 2-3 года стало бы нежизнеспособным и ушло с рынка.

Конкуренты рассчитывают через 2-3 года можно на дополнительные объемы реализации на рынке руд цветных металлов. Но предприятие провело оценку своих возможностей (разработан бизнес-план стратегического развития), и были найдены организационно-технологические резервы. За счет отработки части месторождения с более богатым содержанием полезного компонента и перераспределения затрат и доходов стало возможным построить обогатительную фабрику для эффективной переработки бедных руд. Это сохранило позиции предприятия на рынке.

Прогноз изменения рынка может быть основой для мониторинга среды и принятия упреждающих управленческих решений по адаптации предприятия к возникающим отклонениям от прогнозируемых объемов производства и цены продукции. Результат прогноза рынка следует использовать для определения структуры и главных параметров предприятия на разных этапах его развития в период действия проекта.

Прогноз рынка является базовой информацией при проектировании системы резервов предприятия, обеспечивающей устойчивую эффективность проекта на весь срок его действия. Проект горного предприятия должен содержать раздел "Прогноз рынка сбыта продукции", который должен регулярно корректироваться.

Оригинал: Бортников В.П., Соколовский А.В., Лапаев В.Н. Анализ рынка сбыта при проектировании горнодобывающих предприятий// Научные сообщения НТЦ-НИИОГР. Вып. 1. – Челябинск, 1999.