Эталонный час на карьерном автомобильном транспорте

Одним из главных преимуществ нашей компании является широкое использование научных методов при обосновании проектных решений.

Для этого «НТЦ-Геотехнология» повышает научно-методическую квалификацию сотрудников, участвует в выполнении научно-исследовательских работ. Руководители и специалисты компании имеют ученые степени доктора и кандидата наук, являются членами диссертационных советов и экспертного совета ВАК. Исследовательские работы наших сотрудников имеют целевую практическую направленность и непосредственно используются в нашей деятельности.

Наша компания проводит исследования в не только направлениях, обеспечивающих повышение качества нашей продукции и услуг, но и в  направлениях обеспечивающих повышение эффективности бизнеса Заказчика.

Исследования, проводятся как самостоятельно, так и с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

При нашем активном и непосредственном участии подготовлены:

  • комплекс нормативно-методической и технологической документации, обеспечивающий эффективную добычу угля способом глубокого выбуривания пластов;
  • нормы технологического проектирования и типовые технологические схемы для угольных предприятий;
  • методические подходы к оценки экономической эффективности отработки месторождений твердых полезных ископаемых, обоснованию нормативов потерь,  оптимизации параметров технологических схем карьеров; оценки рынка угля.

Основные результаты наших исследований регулярно докладываются на всероссийских и международных конференциях; а также публикуются в ведущих научных периодических изданиях, монографиях и учебных пособиях. За последние годы нашими сотрудниками опубликовано более 100 печатных работ.

Кому и зачем нужна эта статья?

Директору горнодобывающего предприятия, желающему повысить эффективность автотранспортного подразделения или прийти к простым и надежным способам планирования и оценки объемов транспортной работы.

• Начальнику автотранспортного цеха (директору автобазы), желающему повысить производительность труда своих рабочих и снять проблемы планирования работ и распределения фонда оплаты.

Бригадиру водителей карьерных автосамосвалов и каждому водителю, желающему получать не "сколько начислят", а заработанные деньги. Расходы на производство связаны с каждым рабочим местом. И эффективность рабочего места зависит от результатов труда конкретного человека.

Рассмотрим интересы работника и владельца предприятия в производственном процессе:

• Работник отдает владельцу свое время, которое можно назвать календарным. Он заинтересован в оплате всего своего календарного времени по рыночным расценкам. Он не заинтересован а выполнении той работы, которая не оплачивается рынком.

• Владелец предприятия получает доход, используя труд работника. Он заинтересован в получении максимального дохода от каждого работника. Он не заинтересован в оплате работнику того времени, которое не приносит дохода.

Таким образом, система оплаты труда должна максимально учитывать интересы как работника, так и владельца предприятия. Баланс этих интересов достигается приближением производительного времени работы к календарному.

В типичной "сдельной" системе оплаты труда реально лишь часть оплаты зависит от результатов напрямую (30-40 %), другая часть {20-40 %) косвенно зависит от них (премии, доплаты), а третья составляющая (25-45%) начисляется пропорционально календарному времени работы (ночные, вечернике, классность и пр.). Повышение производительности на 10% дает увеличение реальной заработной платы только на 3-4%.

Большинство рабочих, даже при "сдельной" системе, достаточно четко ощущают, что при увеличении времени производительной работы снижается стоимость каждой дополнительной его единицы. Следовательно, большой заинтересованности в повышении производительности у них нет.

Специалистами НИИОГР разработана система оплаты труда, ясная и определенная, в которой практически вся заработная плата пропорциональна времени производительной работы. В качестве измерителя труда в ней используется эталонный час.

Эталонный час - это принятая для измерения труда эталонная единица ере-лени, в течение которого в номинальном режиме осуществляется технологический 1роцесс, а реальных условиях предприятия. Для водителей технологического автотранспорта он включает затраты времени на погрузку, разгрузку и транспортирование (включая движение в порожнем направлении). Затраты времени на погрузку и разгрузку определяются прямыми хронометражными наблюдениями. Для определения затрат времени на транспортирование - применяется метод приведения реального расстояния к эталонному.

Автомобили с большим сроком эксплуатации требуют большего времени технического обслуживания и ремонта на единицу производительной работы. Для обеспечения водителям равновыгодности работы на автомобилях с разным техническим состоянием расценка за эталонный час на старом автомобиле несколько выше, чем на новом. Учет технического состояния автомобилей производится по методике, позволяющей определить время, необходимое для техобслуживания и ремонта автомобиля в конкретных условиях.

Предложенная система оплаты основывается на приведении условий транспортирования и технического состояния автосамосвалов к определенному эталону, что позволяет наиболее точно учесть затраты труда, установить прямую взаимосвязь между заработной платой, количеством труда водителя.

Внедрение данной системы в автотранспортном цехе Сорского молибденового комбината, ее элементов на Черемховской (объединение "Востсибуголь") и Черниговский ("Кузбассразрезуголь") автобазах показало, что значительно повышается производительность труда (на 15-20%), использование рабочего времени (на перевозке - до 25% и улучшается психологический климат в коллективе.

Таким образом, при данной системе практически вся заработная плата пропорциональна времени производственной работы: планируется и оплачивается работа, приносящая доход. При этом повышается объективность учета, уменьшается количество учитываемых показателей.

Оригинал: Галкин В.А., Каплан А.В., Макаров А.М., Пильщиков В.А., Седов С.С. Эталонный час на карьерном автомобильном транспорте// Проблемы разработки месторождений глубокими карьерами (Мельниковские чтения): Тез. докл. межд. конф. 10-14 июня 1996 г. — Челябинск, 1996.