Модернизация Ангренского уральского разреза (Республики Узбекистан)

Одним из главных преимуществ нашей компании является широкое использование научных методов при обосновании проектных решений.

Для этого «НТЦ-Геотехнология» повышает научно-методическую квалификацию сотрудников, участвует в выполнении научно-исследовательских работ. Руководители и специалисты компании имеют ученые степени доктора и кандидата наук, являются членами диссертационных советов и экспертного совета ВАК. Исследовательские работы наших сотрудников имеют целевую практическую направленность и непосредственно используются в нашей деятельности.

Наша компания проводит исследования в не только направлениях, обеспечивающих повышение качества нашей продукции и услуг, но и в  направлениях обеспечивающих повышение эффективности бизнеса Заказчика.

Исследования, проводятся как самостоятельно, так и с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

При нашем активном и непосредственном участии подготовлены:

  • комплекс нормативно-методической и технологической документации, обеспечивающий эффективную добычу угля способом глубокого выбуривания пластов;
  • нормы технологического проектирования и типовые технологические схемы для угольных предприятий;
  • методические подходы к оценки экономической эффективности отработки месторождений твердых полезных ископаемых, обоснованию нормативов потерь,  оптимизации параметров технологических схем карьеров; оценки рынка угля.

Основные результаты наших исследований регулярно докладываются на всероссийских и международных конференциях; а также публикуются в ведущих научных периодических изданиях, монографиях и учебных пособиях. За последние годы нашими сотрудниками опубликовано более 100 печатных работ.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены технологические проблемы Ангренского разреза. Предложены варианты совершенствования технологических решений по реконструкции, использования современного горно-транспортного оборудования.

Узбекистан располагает разведанными запасами угля в количестве 1900 млн. т., в том числе: бурого - 1853 млн. т, каменного - 47 млн. т. Прогнозные ресурсы составляют свыше 5,7 млрд. т. угля.

С целью укрепления топливной независимости Узбекистана правительство республики в 2002 году приняло программу развития угольной промышленности. Основным фактором приоритетного развития угольной промышленности выступает необходимость замещения природного газа и нефтепродуктов при производстве электроэнергии за счет увеличения доли угля в структуре энергетического баланса Узбекистана.

Программой предусматривается:

  • 3-этапный прирост добычи угля на Ангренском месторождении с 3 до 89 млн. т.;
  • прирост добычи на участке Апартак с 0,2 до 1,5 млн. т.

Реализация программы позволит довести долю угля в структуре выработки электроэнергии до 80 процентов в 2015 году.

Достижение поставленных целей предусматривается за счет совершенствования горных работ и технологического транспорта на основе внедрения современной технологии с использованием высокопроизводительного оборудования.

Основное угледобывающее предприятие - Ангренский буроугольный разрез, который ежегодно дает около 80-90% добываемого в Узбекистане угля и в дальнейшем остается базовым поставщиком угля.

Ангренское буроугольное месторождение отличается сложными инженерно-геологическими условиями. Угольная залежь также имеет сложное строение и подразделяется на "Верхний" и "Мощный" комплексы.

"Верхний" комплекс средней мощностью 1530 м состоит из чередования сравнительно выдержанных угольных слоев и породных прослоев каолинового состава. Средний коэффициент угленосности около 0,5.

"Мощный" угольный комплекс подразделяется на площади с простым строением и "зону разубоживания", протянувшуюся полосой 400-900 м через всю часть площади разреза до участка "Апартак", и далее и представляет собой русло древней реки. Строение "Мощного" комплекса в этой зоне чрезвычайно сложное. Коэффициент угленосности колеблется от 0,7 до 0,4 и менее. Мощность 40-45 м.

На разрезе приняты комбинированные схемы разработки. На вскрыше - транспортная и бестранспортная, на добыче угля - транспортная. Вскрышные уступы отрабатываются с предварительным рыхлением буровзрывным способом с погрузкой породы на конвейерный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Породы вывозятся на внешние и внутренние отвалы.

Для вскрытия пачек угля комплекса "Мощный" в зоне разубоживания применяется бестранспортная система разработки с непосредственным перемещением породы в выработанное пространство.

Разработка угля "Верхнего" комплекса и зоны разубоживания "Мощного" комплекса производится селективно с верхней погрузкой на транспортный горизонт.

Это позволяет снизить зольность добываемого угля. Отгрузка угля комплекса "Мощный" производится на конвейерный транспорт, с использованием скребковых перегружателей.

Основные проблемы разреза:
1. В верхней части борта расположен мощный горизонт обводненных галечников, что обусловливает значительный водоприток.
2. Наращивание добычи при отставании вскрышных -работ, в том числе и по обводненным горизонтам,
привело к нарушению системы водоотведения и поступлению воды на нижележащие уступы и добычную зону, что явилось причиной и оползневых явлений, и ухудшения условий работы горнотранспортного оборудования.
3. Отсутствие необходимого опережения фронта вскрышных работ обусловило ограничение объемов подготовленных и готовых к выемки запасов угля, что сдерживает наращивание объемов добычи.
4. Неустойчивые породы и отсутствие балластировочного материала не позволяют применять большегрузные автосамосвалы и ж/д транспорт большой грузоподъемности, и сдерживает повышение производительности цикличных технологических схем.

Учитывая горногеологические и горнотехнические условия разреза и необходимость достижения к 2015 г. добычи 6,4 млн. т. угля, а далее обеспечение роста добычи до 89 млн. т., ГК "Узбекуголь" была разработана программа развития горных работ на Ангренском разрезе. Основная идея программы - переход на конвейерный транспорт и применение цикличнопоточной технологии (ЦПТ).

На начальном этапе программой предусматривается концентрация горных работ в южной и юго-западной части разреза. На втором этапе - развитие работ и формирование ЦПТ во вскрышной зоне северного борта. На третьем этапе планируется концентрация добычных работ на северном борту и дальнейшее повышение объемов добычи с 6,4 до 7,5 млн. т. в год.

На втором и третьем этапах развития горных работ по северному борту предусматривается формирование технологических линий с использованием ЦПТ.

На первом этапе реконструкции усматривается формирование технологических линий:
   1. Технологическая линия № 1 - поточная, с применением роторного экскаватора, конвейерной системы, отвалообразователя.
   2. Технологическая линия № 2 - циклично-поточная, с применением личных экскаваторов, мобильных дробильных установок, перегружателей и конвейерной системы с отвалообразователем.
   3. Технологическая линия № 3 - поточная для отработки верхнего угольного комплекса, с применением роторного экскаватора и конвейерной системы.
   4. Технологическая линия № 4 - цилично-поточная, с применением существующего оборудования: роторного экскаватора, конвейерной системы и отвалообразователя.
   5. Технологическая линия № 5 - цикличная, с применением существующего оборудования для производства вскрышных работ, транспортировки породы ж/д транспортом во внешние отвалы.

Принятая стратегия - переход на циклично-поточную технологию позволяет решить ряд проблем, но имеет низкую надежность и высокий риск недостижения запланированных результатов.

Так, срыв сроков реализации программы может быть уже на первом этапе. Планируется увеличить объемы вскрышных работ до 44,2 млн. м3, объемы добычи - до 6,4 млн. т.

Проектные показатели объемов горных работ на первом этапе реконструкции

Вид работ

Ед. измер.

Период установки
оборудования ЦПТ

Производительность после
завершения этапа

1

2

3

4

5

Вскрышные работы, в том числе:

Млн. м3

18,1

44,2

1.

Циклично-поточная технология (ЦПТ),
в том числе:

-«-

9,7

23,3

1.1.

ЦПТ1

-«-

7,7

1.2.

ЦПТ2

-«-

8,2

1.3.

ЦПТ3

-«-

7,4

2.

ВК (Цикличная технология)

-«-

1,6

3,9

3.

Базовая технология, всего

-«-

5,6

14,1

3.1.

Над ЦПТ1

-«-

5,6

3.2.

Северное сопряжение

-«-

8,5

4.

Роторный комплекс (РК)

-«-

1,2

2,9

5.

Добычные работы, в том числе:

Млн. т.

1,8

6,4

5.1.

Вскрышной комплекс (Цикл. технол.)

Млн. т.

0,7

1,7

5.2.

Мощный комплекс (ЦПТ)

Млн.т.

1,1

4,7

Коэффициент вскрыши

М3

6,9

Развитие горных работ с целью формирования рабочих площадок для циклично-поточной технологии с одновременным наращиванием объема добычи угля приведет к пиковым объемам вскрышных работ в первые годы реализации программы реконструкции разреза.

Выполнить такие объемы горных работ возможно при удельной производительности экскаватора на уровне 450-480 тыс. м33. Примеров такой производительности пока не имеется. Следовательно, высок риск невыполнения принятой программы развития горных работ по повышению объемов добычи угля до 6,4 млн. т. в год к 2015 г.

При этом высока вероятность снижения производительности остальных вскрышных комплексов, которая также является завышенной. Так, производительность экскаватора с емкостью ковша 5 м3, принятая проектом на уровне 2,3 млн. м3/год, не может быть достигнута при существующей организации работ.

Таким образом, реализация запланированной программы первого этапа реконструкции наиболее реально позволит обеспечить объем добычи угля только 4500-4800 тыс. т/год, и не ранее 2015 года. Следовательно, реализация 2-го и 3-го этапов перенесется в недопустимо далекую перспективу.

Варианты предельной добычи угля при различной производительности экскаваторов на ЦПТ

Показатели проекта

Средняя удельная производительность экскаваторов (при Ек-17м3), тыс.м33 в год

Ангренский разрез

Российские разрезы

Зарубежные разрезы

Проектная
450-480

Стандартная
180-200
190

Достижимая
220-250
235

Стандартная
300-350
325

Эталонная
>400-450

1

2

3

4

5

6

Варианты производительности

-

Пессимистичный

Реалистичный

Оптимистичный

-

Объем вскрыши по разрезу, млн. м3/год

44,2

31,1

32,9

37,5

Коэффициент вскрыши, м3

6,9

6,9

6,9

6,9

Возможный объем добычи, млн. т/год

6,4

4,%

4,8

5,4

Авторами предлагается другая концепция развития горных работ, основывающаяся на двух положениях:
   1. Ускоренное вовлечение в отработку запасов северного борта.
   2. Создание условий, обеспечивающих относительную независимость вскрышных и добычных работ. Для реализации концепции развитие вскрышных работ по северному борту предлагается разделить на два направления.

Первое. Параллельно с развитием части борта производить интенсивное вскрытие запасов угля в северной части, что позволит обеспечить выход на заданные программой развития Ангренского разреза объемы добычи угля.
Второе. Интенсивное развитие горных работ на верхних обводненных горизонтах с целью формирования системы водоотведения и повышения устойчивости уступов борта в центральной части по высоте борта.

Для обеспечения требуемой интенсивности вскрышных работ необходимо предусматривать использование высокопроизводительного оборудования: экскаваторы с увеличенной емкостью ковша, погрузчики, обычные или подвесные конвейеры. Интенсивная подготовка запасов на сокращенном фронте северного борта в сочетании с использованием высокопроизводительных комплексов обеспечит:

  1. Подготовку запасов угля и протяженность добычного фронта, необходимого для достижения за 34 года объемов добычи на уровне 6500-7000 тыс.т/год и более.
  2. Снижение зависимости вскрышных и добычных работ, так как создаются две автономные вскрышные зоны и автономная добычная зона.

Одна из схем предлагаемого порядка развития горных работ по северному борту может выглядеть следующим образом:
   1.Вскрышные работы ведутся участками. Размеры участков по фронту до 500 м и по высоте до 45 м (слоями по 3 уступа). Опыт ведения работ с высокими уступами на Ангренском разрезе имеется.

Объемы работ по предлагаемому варианту развития северного борта

Этапы, работы

Ед.
изм.

Северный борт

Участок 1
(500м)

Участок 2
(500 м)

Всего

1

2

3

4

5

Этап II (подготовка добычной зоны)

Верхние вскрышные горизонты (галечники)

Тыс.м3

5500

5500

Добычная зона

- вскрышные породы надугольной зоны

Тыс.м3

4450

6050

10500

- уголь

Тыс.т.

7840

6720

14560

Того по этапу II

Вскрышные породы

Тыс.м3

9950

6050

16000

Уголь

Тыс.т.

7840

6720

14560

Коэффициент вскрышные, Кв*

м3

1,3

0,9

1,1

Этап III (разноска борта)

Верхние вскрышные горизонты (галечники)

Тыс.м3

6900

6900

Вскрышные породы

Тыс.м3

16750

19300

36050

Итого по Этапу III

Вскрышные породы

Тыс.м3

42950

Итого по борту

Вскрышные породы

Тыс.м3

58950

Уголь

Тыс.т.

14560

Коэффициент вскрыши. Кв*

м3/т.

4,0

Срок отработки запасов при объеме добычи 2000 тыс. т/год

Год

7-8

Годовой объем вскрышных работ (6-7 лет)

Тыс. м3/год

8500-10000

   2. Для каждого слоя создается концентрационный горизонт с организацией на нем поточной технологии.
   3. Вскрышные породы экскавируются на концентрационный горизонт. Желательно на этой операции использование мехлопат с удлиненным оборудованием.
   4. На концентрационном горизонте вскрышные породы отгружаются в передвижную дробилку и далее транспортируются на отвал. В качестве погрузочного оборудования возможно применение погрузчиков или роторного экскаватора.
   5. Транспортирование вскрышных пород осуществляется с использованием конвейерного транспорта. Конвейер может укладываться по принятой проектом схеме или использоваться подвесной конвейер с укладкой через выработанное пространство. Длина пролета подвесного конвейера может доходить до 1,0 км.

В этой схеме два преимущества:
   1. При экскавации вскрыши на концентрационный горизонт, производительность мехлопаты в 10-3,0 раза выше по сравнению погрузкой в средства транспорта.
При использовании экскаватора с емкостью ковша 1020 м3 объем подготавливаемой гонной массы может составить 510 млн м3/год. Например. на разрезе Лучегорский фактически достигнутая производительность экскаватора ЭКГ4У составила 1900 тыс. м3/год.
   2. Применение подвесного конвейера сокращает протяженность конвейерных линий и объем горно-капитальных работ, а также повышается надежность комплекта механизации. Это решение отличается и минимальными эксплуатационными затратами.

Отработка вскрыши над угольными пластами возможна как по существующей технологии, так и с использованием экскаваторов типа ЭШ с переэкскавацией вскрышных пород.

С целью повышения эффективности добычных работ целесообразно проработать вариант применения гидравлических экскаваторов. Такое предложение обусловлено тем, что использование экскаваторов типа мехлопата для добычи угля, приводит либо к снижению производительности при послойной отработке уступов, либо к дополнительным потерям угля в треугольниках, что составляет 30% всех эксплуатационных потерь. Кроме того, мехлопаты функционально не приспособлены для выполнения вспомогательных работ (строительство зумпфов и канав, зачистка площадок, проходка съездов и т.п.).

Применение гидравлических экскаваторов и, в особенности, обратных лопат имеет ряд технологических преимуществ. Решающим из них является дополнительная степень свободы ковша, которая обусловливает возможность его горизонтального перемещения и внедрения в забой, что существенно расширяет рабочую зону.

При использовании гидравлического экскаватора также ликвидируются следующие виды потерь:
   1. В треугольнике при создании горизонтальной площадки для экскаватора.
   2. Потери в почве пласта у борта уступа, от непрочерпывания забоя.

Технологические и эксплуатационные преимущества гидравлического экскаватора по сравнению с традиционными механическими лопатами:

  •  уменьшение массы машины (металлоемкости) в 1,8-2,2 раза;
  •  увеличение в 1,3-1,5 раза усилий копания на зубьях ковша при прямолинейном его движении;
  •  снижение (до 30%) износа зубьев и режущей кромки ковшей, отсутствие затрат и простоев, связан заменой канатов;
  •  Возможность выполнения вспомогательных работ по зачистке подошвы уступа и уборке просыпей самим экскаватором.

Технологическая возможность подготовки поверхности рабочей площадки гидравлическим экскаватором, позволяет сократить количество бульдозеров, используемых для зачистки подъезда к экскаватору. Учитывая, что цена тяжелых бульдозеров соизмерима со стоимостью средних экскаваторов, применение гидравлических экскаваторов позволит существенным образом изменить структуру вспомогательного оборудования и инфраструктуры по его обслуживанию.

Заключение

   1. Повышение надежности реализации программы развития угольной промышленности Республики Узбекистан требует пересмотра концепции развития горных работ на Ангренском разрезе. Концепция должна предусматривать ускоренное вовлечение в отработку запасов северного борта и создание условий, обеспечивающих относительную независимость вскрышных и добычных работ.
   2. Для углубленной технической и технологической проработки концепции требуется привлечение специализированных проектно-производственных организаций. Такой организацией может выступить альянс в составе ГП "ЗУМК" - "НТЦ-НИИОГР", который имеет опыт технологического проектирования, технического оснащения и реализации высокосложных проектов разработки месторождений полезных ископаемых.

Оригинал: Соколовский А.В., Пикалов В.А., Лапаев В.Н., Модернизация Ангренского угольного разреза (Респ. Узбекистан) // Рудник будущего. – 2010. – №3.