Оптимизация параметров бульдозерных автоотвалов Александринского карьера

Одним из главных преимуществ нашей компании является широкое использование научных методов при обосновании проектных решений.

Для этого «НТЦ-Геотехнология» повышает научно-методическую квалификацию сотрудников, участвует в выполнении научно-исследовательских работ. Руководители и специалисты компании имеют ученые степени доктора и кандидата наук, являются членами диссертационных советов и экспертного совета ВАК. Исследовательские работы наших сотрудников имеют целевую практическую направленность и непосредственно используются в нашей деятельности.

Наша компания проводит исследования в не только направлениях, обеспечивающих повышение качества нашей продукции и услуг, но и в  направлениях обеспечивающих повышение эффективности бизнеса Заказчика.

Исследования, проводятся как самостоятельно, так и с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

При нашем активном и непосредственном участии подготовлены:

  • комплекс нормативно-методической и технологической документации, обеспечивающий эффективную добычу угля способом глубокого выбуривания пластов;
  • нормы технологического проектирования и типовые технологические схемы для угольных предприятий;
  • методические подходы к оценки экономической эффективности отработки месторождений твердых полезных ископаемых, обоснованию нормативов потерь,  оптимизации параметров технологических схем карьеров; оценки рынка угля.

Основные результаты наших исследований регулярно докладываются на всероссийских и международных конференциях; а также публикуются в ведущих научных периодических изданиях, монографиях и учебных пособиях. За последние годы нашими сотрудниками опубликовано более 100 печатных работ.

Основные затраты на отвалообразование формируются в процессе транспортирования вскрышных пород по отвалу. Поэтому параметры и схемы развития отвалов следует оценивать, прежде всего, с учетом транспортных затрат.

В отличие от карьера, где породные блоки имеют определенные координаты расположения в массиве, на отвале местоположение любого блока перемещенных пород может задаваться в широких пределах. С этой целью необходимо определить конфигурацию отвала и порядок его заполнения, обеспечивающие минимальную работу транспорта при заданном объеме складируемых пород. Для расчета реальной работы транспорта следует учитывать горизонтальный эквивалент вертикального переподъема.

В 2001 г. НТЦ-НИИОГР выполнил проект реконструкции Александринского карьера, и в частности, определение параметров внешних отвалов, обеспечивающих минимум затрат.

В настоящее время на предприятии отвалы формируются 15-20-метровыми ярусами. Оптимизация параметров отвалов по принципу минимальной грузотранспортной работы показала, что минимум затрат обеспечивает формирование 10-метровых ярусов (рис. 1).                              

Заложенные в проект параметры отвалов позволяют снизить объем грузотранспортной работы при отработке только первого рудного тела на 12 млн.т-км. Возможный суммарный экономический эффект при этом составит 25-30 млн. руб.

Оригинал: Лапаев В.Н., Бычковский А.А., Перепечин Ю.Н. Оптимизация параметров бульдозерных автоотвалов Александринского карьера// Научные сообщения НТЦ-НИИОГР. Вып. 1. – Челябинск, 1999.